Добавить в избранное

Международная литературная сеть Общелит: стихи, аудиокниги, проза, литпературоведение

Анонсы
  • Президиум Израильской Независимой Академии развития науки >>>
  • Эфраим Шприц >>>
  • Женя Белорусец, Володя Илюхин >>>
  • В.П.Голубятников >>>
  • Григорий Канович >>>

Новости
Приглашаем на ЮБИЛЕЙНЫЙ вечер >>>
Список статей и авторов >>>
читать все новости

Все записи и отзывы


Поиск по базам Алмазной биржи Израиля
Прозрачные бриллианты
Вес от
до
Цена $ от
до
Фантазийные бриллианты


Случайный выбор
  • Гинка Димитрова (Болгария)  >>>
  • Лариса Клиэ  >>>
  • Михаэль Котлов  >>>
 
Анонсы:

Анонсы
  • Ташкентский государственный университет >>>
  • Константин Бравый >>>
  • Женя Белорусец, Володя Илюхин >>>
  • В.П.Голубятников >>>
  • Григорий Канович >>>




Случайный выбор
  • Гинка Димитрова (Болгария)  >>>
  • Лариса Клиэ  >>>
  • Михаэль Котлов  >>>

Марк Берсон

Автор оригинала:
Обаяние интеллекта

 

 

 

 МАРК БЕРСОН

 

                                             ОБАЯНИЕ  ИНТЕЛЛЕКТА

 

Главному редактору журнала «Русское литературное эхо» доктору филологических наук, вице-президенту академии ИНАРН Григорию Борисовичу Окуню 1 февраля 2010г. исполняется 90 лет. Замечательная дата! Годы идут, но неизменным остаётся интеллектуальное обаяние, исходящее от этого человека, которое испытываешь на себе,  общаясь с ним, слушая его доклады, читая его статьи.

Именно это чувство я испытал, слушая его доклад о духовной драме С.М.Эйзенштейна, пережитой великим режиссёром в связи с работой над фильмом о Павлике Морозове «Бежин луг». Фильм был заказан ему лично Сталиным, и им же отвергнут. По указанию самого Эйзенштейна «Бежин луг» смыли.

История драмы была передана в докладе не просто по факту случившегося, а как бы изнутри, на основе личных встреч, переписки с ним, использования прессы тех лет, воспоминаний о том времени, переосмысленных в более поздние годы. Это была драма, закончившаяся гибелью не творца, но его творения.

И растормаживается собственная мысль, побуждая глубже постигать услышанное. Понимаешь, от режиссёра при работе над фильмом требовалось не отображение открывшейся многомерности факта, а его злободневность, сиюминутная однозначность, подкреплённая и усиленная талантом и громким именем режиссёра.

Однако Эйзенштейн, как подлинный художник, воспринимает жизнь во всём её многоголосии, а не как нечто упрощённое. Художник различает в окружающем мире гораздо больше оттенков, чем обычный человек. И другим он его видеть не может. Отражение жизни возможно лишь на уровне её восприятия.

 

Г.Б.Окунь – специалист по зарубежной литературе. Его публикации по зарубежной литературе мне наиболее интересны. Зарубежное всегда несёт в себе нечто экзотическое. Зарубежная литература расширяет круг видимого, даёт возможность лучше, шире понять, увидеть вопросы, проблемы, которые, как оказывается, являются всеобщими для людей разных эпох и народов.

В статье «В погоне за литературными призраками» Окунь Г.Б. гипотетически реконструирует исполненный философской глубины полемический диалог двух великих мастеров 16 века – поэта Ариосто и художника Рафаэля, отличающийся  широтой эрудиции и мудрого постижения жизни. И Ариосто, и Рафаэль принадлежат эпохе Возрождения, деятели которого черпали вдохновение в античности. Поэтому, естественно, в статье возникают размышления о греческой трагедии и её великих творцах – Эсхиле, Софокле, Эврипиде.

Автор отмечает, что сильнейшие внутренние конфликты в своих творениях они разрешали посредством катарсиса. Катарсис – это «очищение собственной души через приобщение к чужому страданию» (Т.Гончарова, «Еврипид»). «Само страдание, –читаем мы у Окуня, – является средством к просветлению и высшему преобразованию… Сострадание к несчастью, в котором мы видим себе подобных, приводит к страху перед таким же несчастьем для нас самих; страх – к желанию избежать этого несчастья; желание – к очищению, к обузданию, исправлению и даже искоренению в нас страсти, повергающей на наших глазах в это несчастье лиц, возбуждающих сожаление, и всё это по тому простому, но естественному и несомненному соображению, что для избежания следствия нужно устранить причину» (Окунь).                                                                                                          

 

Слова, приведённые для характеристики творений далёкой древности, звучат сегодня и современно, и актуально, заставляя думать и о современных отношениях в обществе, и о характере современного искусства.

 

Статья Г.Б.Окуня «Буревестник сексуальной революции» посвящена 80-летию Аллена Гинзберга (1926-1997), с которым автору приходилось общаться на ежегодных Международных конференциях литературоведов-американистов в 70-80 гг. прошлого века в Московском государственном университете им. М.В.Ломоносова, где в течение одиннадцати лет он возглавлял одну из шести секций этого научного форума.

Статья имеет подзаголовок: «Судебный процесс над реальным миром». И в этом для меня суть статьи, подтекст того, о чём в ней говорится.

Молодёжь, которая прошла Первую мировую войну и разочаровалась в тех идеалах, которые вовлекли её в эту бойню, а в послевоенной жизни не смогла найти себя, назвали «потерянным поколением».

«Потерянному поколению» противопоставляется судьба «разбитого поколения», которое появилось на общественной арене США к середине 50-х годов 20-го века. Его представителей стали называть «битниками».

«Битники соединили чувство отчаяния с чувством превосходства, основанного на приверженности к восточной религии, к медитации, к нетрадиционной сексуальной ориентации, к наркотическим средствам, к джазовым ритмам, к ворвавшемуся в мир рок-н-роллу et cetera. Так сказать, через ритмический транс, усиленный употреблением наркотиков, к «раскрепощению сознания» (Окунь).

Одним из выразителей этих настроений и был Аллен Гинзберг.

Подобные настроения – результат неудовлетворённости реальностями мира. Но что могли предложить «разбитому поколению» его идеологи? – Уход в себя. И только.

Гинзберг «исповедовал идеи естественной жизни и освобождения человека от сковывающих его моральных норм» (Окунь).

Но в 1995г., за два года до смерти Гинзберг сказал: «Мы рассчитывали на изменение в культуре, надеясь, что за культурными переменами последуют политические. Может, это было ошибкой, потому что нынешняя Америка куда хуже, чем когда-либо».

В этом нет прямой связи с политикой, но есть непосредственная связь с глубинными проблемами жизни человека, которыми и живёт человечество.

Широкая эрудиция автора статьи, афористичность формулировок придают особоё обаяние интеллектуальному погружению в открывшийся тебе мир.

 

А ещё у Григория Борисовича есть масса рецензий на книги разных авторов, авторов разной меры таланта, разных взглядов на жизнь и её проблемы, написанных на самые разные темы.

Рецензируемое произведение может кому-то нравится или не нравится, но, как правило, не может не понравиться читателю сама рецензия. Анализ чужого произведения – это повод и возможность высказать собственные мысли по самым разным вопросам. Ведь даже если автор книги пишет о прошлом, у читающего не могут не возникать какие-то ассоциации с настоящим. В результате рецензия талантливого критика порой оказывается интересней и значительней рецензируемой книги. Такое порой испытываешь, читая рецензии Г.Б.Окуня. Иногда даже кажется, что Григорий Борисович видит в рецензируемой книге просто повод «размяться», «поиграть мускулами» своего интеллекта, сохраняя при этом высокую степень доброжелательности. И эта доброжелательность – свидетельство души талантливой и щедрой. Продолжая собственную творческую работу, Г.Б.Окунь сохраняет живой интерес к работе другого, желание оценить её, стремление помочь, поделиться своим опытом и мастерством.

 

 

В одной из своих статей он написал: «Недавно источником силы было доверие к будущему». Источником силы самого Григория Борисовича является его доверие к будущему, любовь к жизни и неиссякаемый интерес к людям.

 
К разделу добавить отзыв
Copyright © Григорий Окунь. All rights reserved